Быстрый старт
Войти  |  Зарегистрироваться
       сегодня 
 ПНВТСРЧТПТСБ Следующая неделя
 
Найди что тебе нужно...
 
 
 
 

 
Новости / 26-04-2013

Проблемы непостижимого туристического бизнеса

22 апреля в торгово-выставочном центре “ВертолЭкспо” журнал “Реальный бизнес”, в преддверии наступающего сезона отпусков, провел круглый стол на тему Как решить проблемы выездного туристического бизнеса?”.  В мероприятии приняли участие руководители ведущих копаний индустрии отдыха, эксперты в области страхования и кадров, главный специалист отдела защиты прав потребителей, представители  департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области, преподаватели высших профильных учебных заведений. Модератором круглого стола выступил генеральный директор компании “Розовый слон” - Алексан Мкртчян.

Более чем за 125 лет существования туризма в России, как услуги, его сущность практически не изменилась, и по-прежнему базируется на трех китах: путешествие, отдых, удовлетворение любознательности. Будучи потребностью, не первой необходимости, на этапе формирования информационного общества и новой модели экономики, туристическая деятельность становится предметом спекуляции и изыскивает нетривиальные способы привлечения внимания,  в том числе опираясь могучей поступью на иностранный опыт и все ради того, чтобы выгодно подчеркнуть свои посреднические услуги и создать лояльный имидж среди аудитории граждан с различным уровнем достатка, так или иначе, один или несколько раз в год, стремящихся обрести статус туриста и все причитающиеся к нему привилегии.

Однако стоит заметить, что эта сфера бизнеса сопряжена с серьезными финансовыми рисками, страховыми обязательствами, а на сегодняшний день еще и с колоссальной конкуренцией, благодаря экстенсивности маркетинговых сетей по реализации и продвижению туристического продукта, на предоставлении которого специализируется туроператор, заключая договора и комплектуя маршруты для утехи своих конечных потребителей, т.е. туристов. Бывают они двух видов:  пакетные и индивидуальные. Чтобы выгодно отличаться на рынке и удовлетворять, как свои конкретные коммерческие потребности, так и нужды населения, делая это заведомо отлично, в идеале туроператору необходим бренд, информационное представительство, рекламные мощности СМИ, аналитический и маркетинговый отделы и сеть дилерских центров, занимающихся распространением готового, узнаваемого и почитай единственного продукта туроператора – комплекса маршрутов, остановок, услуг и инфраструктуры на территории другого региона, государства и т.д., для организации положительного отдыха и досуговой деятельности.

 

Эти дилерские центры, всуе именуются турагентствами, турбазарами, турбюро и иже с ними. Далее идет деление клетки со всеми вытекающими последствиями. Так, к примеру, туроператор может быть одновременно турагентством, или турагентства могут быть филиалами туроператора, либо турагентство работает по франшизе туроператора, распространяя брендированный продукт, сокращая тем самым расходы на рекламу и продвижение. Тем не менее, и туроператор, и турагент подчиняются ФЗ РФ №132 “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (с последними поправками), Гражданскому кодексу (глава 39 “Возмездное оказание услуг, далее по тексту - ГК РФ), Закону “О защите прав потребителей”. Туроператор (строго юрлицо) получает лицензию в Федеральном агентстве по туризму, которое с недавних пор курирует Министерство культуры РФ, перенявшее эстафету у  Минспорта. Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, должны иметь финансовое обеспечение (в случае заграничных туров), предусмотренное настоящим Федеральным законом.

Прежде чем перейти к непосредственным проблемам выездного туризма, о которых в рамках круглого стола сетовали ведущие региональные и локальные туроператоры Ростова-на-Дону, позволю себе небольшое примечание: по сути, разобраться во всех постановлениях и нормативных актах, вникнув в специфику данного бизнеса - довольно легко, однако так же замечу, что туристическое поприще настолько запружено и стремится к монополизации топовыми сетями, что возникает адекватный порос зачем?

Так что же так мучает туроператоров и лишает их крепкого сна – отважилась рассказать Илона Чиханацкая из компании Пегас Туристик в своем коротком докладе на тему:  Состояние и перспективы туристического рынка. Куда движется отрасль?”.

- Прежде всего, в отрасли существует острейшая конкуренция. Туроператоры уверены, что такое избыточное количество турагентств, которое существует сейчас на рынке, создает негативные тенденции для отрасли в целом, но это не единственный показатель. Эксперты уверяют, что на самом деле и туроператоров на данном этапе многовато. Отсутствие барьеров для турагентств, привело к тому, что стали появляться фирмы, ведущие свои дела не совсем профессионально, отчего страдает репутация и финансовое положение именитых компаний, ответственных за формирование туристического продукта и как следствие за клиентов, прибегающим к их услугам, через посредников. Таким образом, размывается клиентская база, теряется доверие, которое формировалось годами. Государство препятствует вхождению на рынок только туроператорам, не обращая внимания на турагентов, мы же в свою очередь взваливаем на плечи функцию по регуляции их численности, однако весьма стеснены в методах, потому что на защиту турагентств, приходит антимонопольное законодательство, запрещающее подписание хартий и создание иных препонов вредящих здоровой конкуренции. Здесь мы поставлены в стесненные условия. Что касается перспектив, то мы наблюдаем следующие тенденции: Во-первых, это стремительное сокращение туроператоров в России. С 4 мая их количество уменьшится с  2200 до 1500. Произойдет это благодаря процессам слияния и поглощения, а так же реструкторизации средних и малых компаний. Во-вторых, на первый план в туристическом бизнесе выносится понятие бренда, его кристаллизация и дальнейшее продвижение, отчего можно будет наблюдать волну ребрендинга даже у сложившихся и успешных игроков. В-третьих, значительно повысились предпочтения конечного потребителя к продукту и сервису, что напрямую указывает на улучшение материального благополучия представителей среднего класса. В-четвертых, крупные туроператоры стремятся к устойчивости и независимости турпродукта. В-пятых, это программы лояльности для прямых клиентов. В-шестых, фирменные офисы продаж и интернет магазины путевок. По прогнозам экспертов независимых турагентств в ближайшие 3-5 лет практически не останется, будущее однозначно за сетями.

Подробнее хочется остановиться на пунктах 4, 5 и 6, чтобы составить представление о многообещающем будущем. Предполагается, что крупные операторы, минуя стеснение и разрывая канву шаблона бизнес модели, перейдут таки к приобретению своей собственности за границей, обзаведутся авиалиниями или по крайней мере прибегнут к долгосрочной аренде отелей и лизингу самолетов, что было бы оптимально, ведь фундамент надежней туманных прогнозов. У нас, потребителей в зависимости от длительности пользования конкретным товаром или услугой, формируется лояльность, не исключение и отдых. Методично обращаясь к одному и тому же оператору, невольно задумываешься о скидке, дисконте, либо комплименте. Маленькая пластиковая карточка со знакомым логотипом, позволит Вам накапливать очки кармы и надеяться на ее рост. Ведь зачем каждый раз заглатывать наживку скидки, если ты постоянный клиент? Пункт 6 – прямое руководство к действию, способное обойти антимонопольные законы. Сети с четким регламентом и корпоративными замашками, вовлекут туристический бизнес в русло стандартизации и комплексности услуг (билеты, страховка), резко отпадет надобность платить контрагентам, если найдутся желающие действовать под франшизой, либо трудиться в комфортном офисе прямых продаж туроператора. Еще один момент, а точнее нововведение, которое с чистой совестью можно назвать инновацией – интернет магазины путевок, где помимо презентации продукции оператора, можно будет мгновенно, в режиме online получить помощь, заказать тур, находясь на работе или на лавочке с планшетом, не исключается и формат социальных сетей для туристов, которые будут делиться своими впечатлениями на ресурсе, накручивая ТИЦ, PR и прочие радости вебмастера. Перспективы явственно указывают на реструктуризацию в более устойчивые формы управления, навеянные глобальными процессами, но что есть будущее без прогнозов сейчас, как несовершенное настоящее? Далее с докладом: “Экономический барометр Ростовской области (анализ покупательской способности жителей региона)”, выступил ректор НИИ "ИПМИ", колумнист журнала “Реальный бизнес” - Алексей Федоров.

 

- Бизнес в России начинает взрослеть, постепенно опираясь на научную составляющую в прогнозировании рисков и расчете прибыли. Вход идут и четкие цифры, и гуманитарные науки, и опросы населения. 1,5 года назад с журналом “Реальный бизнес” мы запустили проект, который по различным показателям смог бы фиксировать значимые для бизнеса изменения в обществе. Среди них: политические факторы, кредитные задолженности, уровень эмигрантских настроений, индексы депривации и т.д. Статистические данные, которые мы обладаем, окажутся очень полезными туроператорам, ведь от индекса оптимизма населения, напрямую зависит количество продаж путевок, по востребованным направлениям. В том числе, выработанный и исследованный нами индекс потребительских настроений (оптимизма), отражает уровень удовлетворенности гражданина текущим положением в стране сейчас и годом ранее. Сразу хочется отметить, что население очень положительно реагирует на скидки, а как мне известно, демпинг турпродукта – основная мотивация и способ привлечения к консумации. Внутри компании очень важно создавать дружественную атмосферу и чаще поощрять сотрудников хотя бы не материально, это значительно повышает производительность труда, снижает неудовлетворенность на рабочем месте. Хочется призвать руководителей компаний к сотрудничеству, ведь каждый месяц мы публикуем новое исследование, которое получаем от группы респондентов в 1000 человек, вместе с нами Вы сможете сформировать оптимальную стратегию ведения бизнеса, только лишь прислушиваясь к клиенту и его уровню оптимизма.

Доклад и его графическое сопровождение почему-то вызвали волну возмущения и необъективности, непривычными формулировками об индексе оптимизма и настроении покупателя в частности, возможно для операторов было сразу немного непривычно, осознать, что люди обращаются к ним, когда хотят улучшить настроение или убежать от проблем, но вот они были у самих операторов в наболевших темах недавних и грядущих событий. С легкой руки модератора, прозвучали отрезвляющие разъяснения, что “мы продаем счастье”, что сказать – трудности туристического непостижимого перевода.

Следующий доклад был посвящен именно специфической, сугубо внутренней повестке взаимодействия с государственными органами, регулирующими деятельность туроператоров. Осветить данную проблему:  Ростурпомощь за и против. Насколько эффективно законодательство, регулирующее взаимоотношения в туристической отрасли?”, попыталась  Татьяна Нечепаева из компании Рейна тур НТВ. Весьма путанное содержание ее эмоционального монолога, для непосвященного не несло никакой положительной нагрузки, поэтому, что же такое Ростурпомощь, придется рассказать самому. В 2012 г. Госдума приняла поправки в закон “Об основах туристской деятельности”, которые обязали туроператоров застраховать свою ответственность перед клиентом в случае чрезвычайного происшествия за границей, непреднамеренной профессиональной ошибки, небрежности при оказании туристических услуг, упущения, банкротства и т.д. С целью выполнения первого и последующих пунктов, была создана некоммерческая организация “Ростурпомощь”, образовывавшаяся благодаря инициативной группе крупных операторов, как "Пегас Туристик", "Натали Турс", “Coral Travel”, чьи представители, в том числе присутствовали на круглом столе.  Каждый член некоммерческой организации формирует и вправе распоряжаться в случае необходимости компенсационным фондом, пополняемым за счет процента от реализации своего турпродукта. Решено, что единовременно оператору необходимо сделать первый взнос в размере 100 тыс. рублей и ежегодно отчислять 0,1% от своих трудовых доходов. С 3 мая 2013 г. вступление в некоммерческую организацию станет обязательным, а пока что полным ходом идет процедура регистрации в Минюсте.

- Кто учредил Турпомощь – все крупные игроки, которые работают на рынке. С политической точки зрения – лоббирование интересов крупного рынка, далеко идущие задачи по вытеснению мелкого и среднего сегмента. Мы должны объединяться в общественные организации, чтобы высказывать свое мнение и вносить предложения. По сути мы должны бороться не с последствиями, а создавать такие механизмы, которые не будут допускать, того чтобы клиент был брошен за границей, - Татьяна Нечепаева.

Хочется сказать, что помимо коллективной ответственности, выражаемой в солидарности операторов, у каждой туристической компании есть и своя личная (гражданская ответственность), устанавливаемая в размере ее суммарного годового дохода. Согласно новым поправкам в отраслевой закон изменилась изначальная сумма финансовых гарантий для компаний, чей оборот не превышает 250 млн. рублей – 30 млн. рублей в год, т.е. 12% от объема реализации (турпродукта), но кому-то повезло меньше. В июле 2012 г. 12 из 40-ка компаний с ежегодным капиталом свыше 250 млн. руб. (по правилам) застраховались на сумму 100 млн., чем вызвали недетскую панику у страховщиков, многие сыграли на формулировках закона, немного недокруглив, но пусть это останется на совести их бухгалтеров и юристов.

Далее слово взял директор южной дирекции “Цюрих” Сергей Остапенко c докладом: “Как решить проблему страхования рисков на туристическом рынке?”.

 Необходимо помнить, когда гражданин РФ покидает пределы страны, то автоматически на территории другого государства приобретает статус иностранного гражданина, подчиняясь его юрисдикции.

Прошунин Иван

 

Новости портала eRostov.ru

Новости портала eRostov.ru

добавить на Яндекс


Комментарии

Нет комментариев


 
Портал eRostov.ru - мероприятия, товары и услуги Ростова. Все права защищены. © ООО "АКМ", 2007-2018 г.