Быстрый старт
Войти  |  Зарегистрироваться
   сегоднязавтра    
 ПНВТ ПТСБВССледующая неделя
 
Найди что тебе нужно...
 
 
 
 

 
Новости / 25-02-2015

ПРЕСС-РЕЛИЗ Выставки «Ветреный и галантный век» (французская гравюра XVIII века из собрания РОМИИ)

 

 

5 марта 2015 года в 16-00  в Ростовском областном музее изобразительных искусств (пр. Чехова, 60) впервые  открывается выставка французская гравюра XVIII века «Ветреный и галантный век».

Выставка  «Ветреный и галантный век» посвящена одной из ярчайших страниц в истории западноевропейской графики – а именно, гравюре Франции XVIII века, галантного века, как его называют. Прекрасные листы эпохи рококо позволяют судить не только о высококлассном мастерстве граверов XVIII века, но и о культуре того времени, далекого от нас, но от того не менее привлекательного.

Эта выставка - и «праздник искусства», и осознание глубокого эстетического родства с давно минувшей эпохой, где есть всепроникающее игривое начало, сближение стиля и моды, пастушеская идиллия, учтивость и обходительность, утонченность, нежность и бесконечное наслаждение, где властвует эстетика нюансов и намеков. Здесь царит женщина - источник того самого наслаждения, запутанного в тонком искусстве кокетства, наполненного ароматом элегантности, грации и изысканной галантности ветреного века.

 

Действительно, XVIII столетие стало временем невиданного прежде расцвета искусства гравюры во Франции. Этому способствовал резко возросший спрос среди коллекционеров, широко распространившаяся мода на гравюры как предмет интерьера в домах аристократии и буржуазии.

Современному человеку бывает сложно объяснить, в чем состоит ценность гравюры. Бытует ошибочное мнение, что гравюра лишь древняя предшественница репродукции, черно-белая и неинтересная. Это в корне неправильно, это заблуждение, порожденное XIX веком, когда стали стремительно развиваться дешевые фоторепродукционные техники гравирования. Но в XVIII веке гравюра была искусством. К ней обращались многие прославленные мастера того времени. Даже если гравюра выполнялась по рисунку или картине какого-либо известного живописца, она не была безликим воспроизведением – это была графическая интерпретация первоначальной композиции. Представьте на примере музыки: есть партитура, написанная композитором для оркестра, тот же композитор или его коллега может сделать переложение для камерного исполнения – для рояля или квартетом. Гравюра, сделанная с картины – то же переложение, только в изобразительном искусстве. Чем выше было умение и вкус гравера, тем замечательнее выходил результат, в лучших образцах не уступавший оригиналу по силе художественного воздействия.

     Это хорошо понимали коллекционеры и в XVIII веке, и в XIX столетии, поэтому спрос на гравюры галантного века был велик, да и цены тоже.

 

Почти все гравюры, представленные на этой выставке, показываются публике впервые!

     Итак, искусство рококо, одно из главных художественных явлений XVIII века, получило название «Галантный стиль», а время его расцвета именуется «Галантным веком». Безусловно, самым популярным художником того времени был А. Ватто. Характерные для него легкие очертания, окутанных дымкой туманных далей, игру света и тени на листве деревьев, фигуры изящных персонажей граверы воспроизводили тонкими линиями офорта, а резцом создавали только некоторые усиления штрихов, столь характерные для живописного почерка Ватто. Иногда работали даже без резца. Такую манеру можно видеть в листах Лорана Карса (1699 – 1771) «Обоз», Жака-Филиппа Леба (1707 – 1783) «В окрестностях Бове», «Занятия на берегу реки», «Изобильный источник» и  других, Пьера Филлёй (1696 – 1754) «Возвращенный поцелуй», Николя де Лармесена (1684 – 1755) «Людовик XIV надевает голубую ленту герцогу Бургу».

Замечательным мастером и издателем гравюр был Жак Фермен Боварле (1731 – 1797). 3 листа с Ф. Буше свидетельствуют о том, как тонко сумел гравер передать замысел художника: картина - как декоративное панно, изображены изящные пастушки и пастушки среди причудливых театральных декораций.

Интересен лист с оригинала К. Ванлоо «Разговор на испанском языке». Такие «беседы» с персонажами, одетыми в восточные туалеты, или, – как здесь –  в испанские костюмы начала XVII века, характерны для искусства рококо. Братья Гонкуры отмечали, что данная композиция была использована Бомарше при постановке «Женитьбы Фигаро» (II акт,  IV сцена). Современники восторженно отзывались о гравюрах, тем более что сама картина (и парная ей композиция «Испанское чтение») были потеряны для Франции: по совету Дидро, их приобрела Екатерина II в 1772 г., живописный оригинал теперь хранится в Эрмитаже.

Лучшим интерпретатором Фрагонара был Никола Делоне (1739 – 1792). Ритмичность, игривость живописных композиций передается в трех листах коллекции грациозностью в трактовке форм: тональная раскладка и видение линий – изысканно орнаментальны. Н. Делоне много гравировал (исполнил свыше 300 гравюр)  с оригиналов художников своего времени. В собрании музея листы с Э. Обри, Ж.-Б. Лепренса, Ж.-Ф. Мейне, А.-Н. Вангорпа.

Тонкое понимание особенностей стиля Фрагонара обнаруживает Никола Понс (1746 – 1831) в гравюре «Стакан воды». Он учился у Делоне, был художником-иллюстратором книг, особенно Мольера. Лучшие его произведения – с оригиналов Фрагонара и Бодуена.

В собрании - ряд художников, учившихся в Париже у Леба. Среди них Исидор Станислав Эльман (1743 – 1810). Лучший его лист «Изысканный ужин», 1781 г., гравированный по Ж.-М. Моро из серии «Памятник костюму». Это – вторая серия, в которой запечатлены сцены из жизни молодого аристократа. Лист очень красив своим ритмом, утонченным рисунком.

В период рококо широкое распространение получили гравюры, носящие интимный, фривольный характер. В музее – это листы Шарля Эммануила Пата (1744 – 1802) «Недостаточная осторожность» с рисунка Лебарбье, Пьера Филиппа Шоффара (1730 – 1809) «Застигнутые любовники», Видаля «Приятный сюрприз» с картины Муатт.

Прекрасным дополнением экспозиции послужат полные изящества и тонкости произведения декоративно-прикладного искусства: изделия из фарфора западноевропейских мастеров XVIII-XIX века и каминные часы.

Время работы выставки с 5 по 30 марта 2015 года с 10-00 до 18-00, выходной – вторник.

Новости портала eRostov.ru

Новости портала eRostov.ru

добавить на Яндекс


Комментарии

Нет комментариев


 
Портал eRostov.ru - мероприятия, товары и услуги Ростова. Все права защищены. © ООО "АКМ", 2007-2018 г.